Амьенский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame d'Amiens) — самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) — 118 м (без выступающей средней капеллы), высота среднего нефа — 42,3 м, ширина нефов (без боковых капелл) — 33 м, ширина трансепта — 59 м, хоровой части — 48 м. Простой карниз, обходящий здание кругом, выложен из двух рядов профилированных камней. Профиль верхнего ряда образован из прямого скоса и гуська, нижний (поддерживающий) ряд орнаментирован перемежающимися мотивами стилизованного виноградного листа и характерного для ранней готики завитка распускающихся листьев. Общая конфигурация западного фасада собора в Амьене обусловлена тем, что высота сравнительно узкого трехнефного пространства значительно увеличена по сравнению с высотой сводов не только Парижского, но и Реймского собора. Основной объем фасада получает расчлененность и как бы уступчатое построение, искусно замаскированные путем перехода одних частей в другие. Разная высота и форма башен, не нарушая единства композиции фасада, усиливает его динамичность. На фасаде Амьенского собора горизонтальные линии членения (карниз и другие мотивы) не перерезаны, как в Реймсе, но преобладает в нем все же вертикальная направленность. Окно-роза диаметром 9 м поднято в самую верхнюю зону фасада и соответствует зоне сводов. Полоса парных окон второго яруса, которая воспринимается вместе с «галереей королей», соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части. В фасаде Амьенского собора наличествует сочетание двух принципов — строгой тектоничности и свободной живописности, приводящее к пластически ясному и живому образу. Порталы Амьенского собора традиционны по расположению и тематике скульптур, поскольку средний портал посвящен теме «Страшного суда». Глубина порталов примерно такая же, как в Реймсе (около 5,5м). В применении скульптурных украшений Амьенский собор не так богат, как Реймский, и уступает ему по качеству скульптуры. Особенно относится это к рельефам тимпана, усложненным по композиции и несколько манерным по выполнению. Но и амьенские порталы обладают отдельными прекрасными статуями, в пропорциях и общей трактовке которых обнаруживается стремление к психологической выразительности и реализму. Такова в первую очередь фигура Марии в группе «Благовещения», в которой мастеру прекрасно удалось выразить душевную чистоту, наивность и красоту. Эта статуя находится в южном портале западного фасада, лучшем по скульптуре. Своей величавой простотой, правильными пропорциями выделяется фигура Христа в центре среднего портала, получившая в народе название «прекрасного бога Амьена». В портале южного крыла трансепта замечательны статуя Марии («Золоченая Дева») и расположенные над ней фигуры апостолов. Фигурам приданы естественные позы, они общаются между собой (Мария — с младенцем, апостолы — парными группами), живы, реалистичны и выполнены на высоком уровне мастерства. Цокольная зона порталов украшена медальонами, в которых расположены рельефы со знаками зодиака, месяцев года и пр. В Амьенском соборе, как и в предыдущих, широко были применены окна с витражами. Амьенский собор, вместе с одновременно строившимся собором Реймса, представляет собой вершину готического искусства во Франции. Он оказал огромное влияние на мастеров готики и в других странах. #Франция@medieval_architecture #культовая_архитектура@medieval_architecture